1 Добавить топик в избранное

Одиночный сплав по рекам Моркока-Марха. Якутия. 2021 г. → Вылазки



В июне-июле текущего года в одно лицо сплавился по якутским рекам Моркока и Марха.
Протяженность сплава составила 970 км, продолжительность – 40 дней.

По этим замечательным рекам сплав осуществлялся нами и раньше, поэтому здесь в этом материале мы больше постараемся остановиться на некоторых технических аспектах сплавного судна.

Наши предыдущие походные фото Моркоки и Мархи желающие могут посмотреть здесь.
disk.yandex.ru/a/BXmBNdcG3DIEIQ

Итак, о походе текущего года.

Сплав осуществлялся на надувной ПВХ лодке YarBoat 260, сайт изготовителя yarboat.ru/p387264262-yarboat-260-naduvnaya.html

Приобретался только «голый» корпус лодки, без фурнитуры, весел, насоса, сидений и пр., за что изготовителем была сделана скидка.

Самостоятельно были приклеены т.н. «овальные» уключины для парных весел, и самодельные рымы-полукольца для крепления груза.
Масса лодки при этом составила 6,8 кг.

Примечание. Лодки массой менее 6 кг отечественного производства по нынешним временам лично у меня вызывают большие сомнения в их надежности в «дальнобойных» соло-экспедициях по отдаленным местностям. Хотя некоторое «солисты» имеют успешный опыт длительных походов и на легких пакрафтах.

Лодка была склеена из корейской (по информации изготовителя) ПВХ ткани плотностью 750 г/м2.
Длина лодки 260 см.
Ширина лодки 120 см.
Диаметр борта 30 см.
Лодка разделена переборками поперек на два отсека, для накачивания используются клапана Голубева.


В качестве сидения было использовано проверенное во многих дальних походах сидение от байдарки Викинг 3,8 производства компании Акваграфика, Санкт-Петербург. Накачивается через клапан Голубева.



В качестве насоса использовалась т.н. ярославская насос-«лягушка» с доработками. Пластмассовое дно было заменено на алюминиевое (крышка от 2,5 л алюминиевой кастрюли, выступающей частью вниз), резиновый шланг был заменен на прозрачный пластиковый такого же диаметра длиной 1 м (куплен в хозяйственном магазине), на конце шланга с помощью вставляемой алюминиевой трубки и ПВХ изоленты был закреплен переходник к клапану Голубева.


Ручки весел были вырезаны из стволиков прибрежной ольхи толщиной около 3,5 см.


Крепления весел к уключинам было изготовлено из 3,5 см тройников пластиковых труб водоснабжения (куплены в магазине сантехники).





Лопасти были вырезаны из дюраля толщиной 1,5 мм размером 20х30 см, края обрезаны.
К деревянной ручке лопасть крепится тремя шурупами с широкими шляпками. Для страховки от утери лопасть дополнительно крепится к ручке весла шнурком.



Груз у меня был упакован в три рюкзака.
Для подвески груза (чтобы груз не касался дна, и дно не пробивалось на камнях) в кормовой части лодки на четырех рымах-полукольцах растянута полочка-«сетка» из шнура.



На полочку-«сетку» укладывался рюкзак с продуктами и прихватывался четырьмя страховочными шнурами к рым-полукольцам по бортам и корме.



Оставшиеся два рюкзака укладывались сверху рюкзака с продуктами, связывались между собой и прихватывались двумя страховочными шнурами каждый к рым-полукольцам по бортам и корме.



Собранная РАЗРЯЖЕННАЯ двустволка размещалась в длинном чехле, привязанном к рым-полукольцам по правому борту лодки. Два пулевых патрона находились в кармане куртки, три пулевых патрона – в самодельном патронташе, привязанном к прикладу ружья. Правила транспортировки оружия мы не нарушаем – оружие в чехле, отдельно от патронов.



Ну и несколько походных фото.













В заключение остается добавить, что надувные рыбацкие лодки-«бублики» под веслами весьма неторопливы, крейсерская скорость такой груженой лодки едва ли будет превышать 3,5 км/час, поэтому дальние походы на подобных лодках уместны на реках с ощутимым течением.

Что же касается сплавного судна, то лодка YarBoat 260 изготовлена вполне качественно, претензий по результатам похода к лодке нет.
  • Просмотры: 3836
  • Автор:      Комменты:
  • Поделиться

13 комментариев

avatar
Интересно , но мало. Ещёёё! ))
Как клеились уключины и полукольца?
Между рюкзаками и ногами место осталось?
  • alpe
  • 0
avatar
Интересно, но мало. Ещёёё! ))
— Не вопрос.
disk.yandex.ru/a/RA9jTHNA3VQc8Z

Как клеились уключины и полукольца?
— Клей для ПВХ Десмокол. Протирал ацетоном места склейки. Мазал клеем (отвердителя у меня не было, мазал так). Просушка 10 минут. Грел бытовым феном. Накладывал фурнитуру. Прокатывал валиком. Выдержка сутки. Все.

Между рюкзаками и ногами место осталось?
— У меня рост 180. Да, ноги помещались комфортно.
avatar
Как всегда. Шикарное путешествие.
avatar
Чем вызван такой способ перевозки ружья.В прошлый раз вроде перевозили по другому?
avatar
Вне сезона нахождение человека с оружием в угодьях по закону приравнивается к незаконной охоте.

ИМХО. На мой взгляд на дальних Северах местные власти с пониманием относятся (медвежья опасность) к нахождению человека с законно зарегистрированным оружием в тайге, тундре вне сезона.

Если человек при этом не браконьерствует и не размахивает оружием.

Чтобы не будить лихо, пока оно тихо, лишний раз не светиться, транспортировал оружие именно таким образом, как описал.

Ну и в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 814 по транспортировке оружия — в чехле и отдельно от патронов.

Проблем с перевозкой оружия и боеприпасов не было.
Глупых вопросов в аэропортах, мол куда везешь оружие в закрытый сезон никто не задает.
Очень ТЩАТЕЛЬНО проверяется и сверяется Разрешение и оружие + паспорт.
Авиакомпании сейчас ЗАРАНЕЕ требуют согласовывать перевозку оружия и боеприпасов.
Перегруз багажа — тоже.
Оружие в чехле, который можно опечатать навесной печатью.
Патроны заводского снаряжения в заводских пачках. Ну и плюс общая жесткая упаковка — у меня пластиковая герметичная коробка из хозмага.

Всего брал десяток пулевых патронов от мишуков — использовать не пришлось.
Комментарий отредактирован 2021-08-15 15:54:26 пользователем Sneg
avatar
Понятно, благодарю за подробный ответ
avatar
Приветствую. Отличный маршрут, просто завидки берут: никак вот служба не даст 40 дней гулять, три недели разом — максимальный максимум. А так длинный сплав в планах.

Несколько вопросов, если не сложно. Финишировали вы, вижу, в Жархане? А старт, если не секрет, откуда? Чем забрасывались и выбрасывались? Почём вышла заброска-выброска, если примерно? Как местные товарищи относились?
Комментарий отредактирован 2021-08-15 19:37:15 пользователем HarryBullet
avatar
Трансфер в Домодедово — г. Мирный Якутия (самолет)- гостиница — пос. Моркока (рейсовый микроавтобус) -сплав по Моркоке — сплав по Мархе до пос. Жархан — пос. Нюрба (попутка) — гостиница — г. Мирный (рейсовый микроавтобус)- гостиница — Домодедово (самолет)- трансфер в свой город.

90 тыр текущие расходы без снаряжения на поход.

Местные товарищи, включая якутов, относились уважительно, ибо понимают, что значит отмахать на веслах под тысячу км, и прожить в тайге одному четыре десятка дней.
Часто предлагали помощь, продукты, алкоголь.
Я отказывался — у меня все необходимое для похода имелось.
Потом использовать чужую помощь можно только в крайней необходимости — у людей ресурсы тоже ограничены.

Однажды угостился только двумя банками охлажденного пива — у встреченных промысловиков в моторке был холодильник с напитками, спасибо вам, ребята, если прочитаете эти строки.
Комментарий отредактирован 2021-08-15 21:10:49 пользователем Sneg
avatar
Понято, спасибо. Да, тоже замечал: чем отдаленней места, тем люди душевнее, буквально готовые последним поделиться.

Еще несколько технических вопросов, ежли не надоел. Раскладку по продуктам на весь срок делали, или с расчетом на местные ресурсы — рыба, грибы-ягоды? Про охоту не спрашиваю, понятно.) По моей раскладке (ходовой, на воду не проверял пока) на 40 дней вышло бы ровно 15кг, а у вас сколько было на старте? Еще: на пополнение продуктов (скажем, в Бысыттахе) рассчитывали?

По ружью: по снимку судя, вертикалка с двумя 12? Сталкивались на реке с проверками (рыбинспекция, может, егерь)? Сам бы взял Север .22 и 20, как по-вашему, мелкашечный ствол не вызвал бы дополнительных вопросов у ответственных товарищей?

По маршруту: если не секрет, как подобрали/наметили? Тут чисто шкурный интерес) пешие-то я себе и сам нахожу нормально, а вот по водным в глуши опыта пока не имею, ну и ограничение по времени работает, пока не на пенсии, суммарная длительность «от порога до порога» максимум 20 дней получается, не больше. Поэтому очень интересно, как люди с опытом делают прикидки на длительность по воде, вот, в частности, в вашем случае.
avatar
Раскладку делаю из расчета 500 г/сутки.

Этих продуктов мне хватит пройти маршрут без даров природы, и такое не исключается, например по каким-то причинам не ловится рыба.
Впритык продукты брать нельзя — должен быть небольшой страховой запас.

Пойманную рыбу рассматриваю как бонус.
Обычно в тысячекилометровом походе остается 5-7 кг продуктов, ну и худею на столько же.

За много лет грибы мне попадались только в Архангельской области и на Полярном Урале. Значимые ягоды встречал только в Архангельской области.

На пополнение продуктов в местных поселках по маршруту не рассчитываю, стараюсь не привлекать к себе внимания.

Последние годы беру с собой двустволку 12-го калибра и десяток пулевых патронов от медведей.

В аэропорту при наличии документов на оружие проблем нет.

На маршруте оружие стараюсь везти так, чтобы не привлекать ничьего внимания.

На маршруте никто меня никогда не обыскивал. Обычно проверяют охотников в дни открытия охоты, ну и когда приходят олени с севера, это уже в октябре+.

Не думаю, что мелкашечный ствол будет вызывать дополнительные вопросы. Мой ствол 7,62х39 в комбинированном ружье в свое время вопросов не вызывал. Не должно, конечно, быть в лодке продукции охоты.
Все ИМХО, и это в полярных -приполярных северных районах за Уральским хребтом. Под Москвою егеря вывернут наизнанку.

Как выбрать маршрут?
Определитесь с районом сплава. Почитайте отчеты походов туристов-водников по рекам на их сайтах — Скиталец, Весло, Ветер перемен и т.д.
Поищите отчеты по заинтересовавшим вас рекам в Интернете.

Определитесь, пройдете ли Вы на вашем судне по этой реке в устраивающее Вас время. В категорийные по сложности маршруты идти не следует.

Практически по любому водному маршруту в Интернете можно найти какой-то отчет.

Определитесь с заброской-выброской, вашими финансовыми возможностями.

Свяжитесь по электронной почте с теми, кто там бывал, зачастую получите полезную информацию.

Начните с технически несложных и недлинных маршрутов километров на 150-200, с опытом замахнетесь на большее.

Обкатайте ваше судно по подмосковным речкам, чтобы понимать его и свои возможности.

Необносимые пороги — наши враги.

К примеру погуглите «сплав, рыбалка река Собь» от Харпа до Катравожа, это на Полярном Урале, оружие туда брать смысла нет. Почитайте отчеты по Соби, может подойдет для начала. Под 200 км, пара порогов у поселка Харп, я их прохожу сплавом, прижимаясь к левому берегу. Обычно на сплав по Соби у меня уходило дней 12, не торопясь. Плюс время на поезд.

Обычно в день я прохожу 20-35 км, в зависимости от длины маршрута и судна, состояния реки.

Рекорд — за день прошел 80 км, река Вилюй, вода большая, быстрое течение.

Для контроля дней прохождения и оставшегося расстояния использую навигатор Гармин.

В программе ОЗИЭКСПЛОРЕР на карте Генштаба путевыми точками размечаю по реке через 10 км расстояние от конца маршрута (0 км) до его начала (скажем, 970 км).
Путевые точки заливаю в навигатор.
Включив навигатор на маршруте, по ближайшей путевой точке я вижу, сколько километров по реке мне осталось до конца маршрута и могу планировать прохождение на оставшиеся дни сплава.
Комментарий отредактирован 2021-08-16 00:19:49 пользователем Sneg
avatar
Отличное путешествие.
avatar
А вообще какова вероятность встретиться с хищниками в этих краях?
avatar
Попадаются.



Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.