1 Добавить топик в избранное

Подача сигналов → Связь


        Правилаподачи сигналов
 
В экстремальной ситуации жизненно необходимо уметь подавать хорошо заметные на местности сигналы спасательным командам, а также летательным аппаратам, занимающимся спасательными операциями. Вам нужно отработать систему подачи сигналов предварительно, с тем чтобы хорошо научиться ею пользоваться и уметь подать сигнал в кратчайший промежуток времени. Даже при наличии радиопередатчика и сигнальных ракет помните, что наилучшим способом привлечь внимание спасательного вертолета или самолета считаются дым или огонь. Три костра или три дымовых столба являются международным сигналом бедствия. 

Специальные средства для подачи сигналов. Если вы пережили авиационную катастрофу или находитесь на спасательном плоту, в вашем распоряжении должен быть один или даже несколько промышленно изготовленных факелов для подачи сигналов. Если же вы турист, то вам настоятельно рекомендуется заблаговременно запастись некоторыми из следующих предметов: 

ПРИЕМОПЕРЕДАТЧИК («УОКИ-ТОКИ»): может передавать и получать как тональные сигналы, так и голосовые. 
РАДИОМАЯК: передает только тональный сигнал. 
РАДИОСТАНЦИЯ: в экстремальных ситуациях, как правило, имеет радиус действия в пределах прямой видимости, поэтому ею лучше всего пользоваться на ровной местности, без естественных препятствий. 
СИГНАЛЬНЫЕ ФАКЕЛЫ: факелы для дневного применения выделяют дым яркого цвета, для ночного — дают очень яркий свет, заметный на большом расстоянии. 
СИГНАЛЬНЫЕ РАКЕТЫ: помогают преодолеть проблемы подачи сигналов, связанные с обилием естественных препятствий, а также с погодными условиями. 
ТРАССИРУЮЩИЕ ПУЛИ: при наличии огнестрельного оружия для сигнализации можно воспользоваться трассирующими пулями. После выстрела ими образуется яркая красно-оранжевая вспышка. Ни в коем случае не направляйте оружие на спасательный вертолет
МОРСКОЙ МАРКЕР: тюбик с мелкодисперсным порошком, окрашивающим воду при попадании в нее в цветонасыщенный зеленый или оранжевый цвет. 
«ПАВЛИНЬИ ПЕРЬЯ»: маркеры из прорезиненного нейлона, имеющие насыщенную окраску, — с одной стороны синюю, с другой — желтую. 
СРЕДСТВА ДЛЯ ПОДАЧИ СВЕТОВЫХ СИГНАЛОВ: свет от электрического фонарика или даже огонек зажигалки могут быть видны на большом расстоянии. 
СВИСТОК: весьма полезная вещь для подачи звуковых сигналов. 
СИГНАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ: световой «зайчик» от зеркальца при хорошей видимости заметен на расстоянии до 60 км. 


Дым. В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костер свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым. Чтобы соорудить дымогенератор, сложите большой костер «хатка» (см. главу о типах костров), который отличается хорошей тягой и высокой температурой горения, способной воспламенить даже сырую листву. Материалы, выделяющие дым, разместите на костре сверху и подожгите костер, когда спасательный самолет или вертолет появится в непосредственной близости от вас. Если вы находитесь в заснеженной местности или на льду, костер следует раскладывать на ровном возвышении, над мокрым грунтом, иначе снег под костром начнет таять. 

 Разведение сигнальных костров. Изучите опыт британской Специальной авиационной службы, касающийся наилучшего расположения и способов разведения сигнальных костров. Запомните все с первого раза — второго шанса вам может не представиться! Всегда держите под рукой кусок резины, зеленую листву или смазочное масло для сооружения костра-дымогенератора. Вокруг сигнального костра, окруженного растительностью, деревьями, соорудите валик земли. Сигнальный костер следует разводить на открытой местности — в густом лесу кроны могут полностью скрыть дым от костра. Если вы находитесь у берега реки, озера или другого водоема, костер лучше всего развести на плотике и поставить его на привязи на поверхности воды. 

 Огонь. Световые сигналы очень эффективны в темное время суток. Сложите костер, дающий максимум света (см. главу о типах костров). Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами — они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займется крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнем необходимо выбирать отдельно стоящие деревья — иначе вы рискуете устроить лесной пожар. 

 Отражатели. В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Учитесь подавать сигналы до того, как это вам может понадобиться в жизни. Световой «зайчик» при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния — на обычной местности за 60 км, а в пустыне даже за 160. 

 ВНИМАНИЕ! Не направляйте световой «зайчик» от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более чем на две-три секунды. Иначе вы можете ослепить летчика. 

 Сигналы летательным аппаратам (рис. 65). Подавая сигналы летательным аппаратам, вы должны иметь в виду несколько факторов, влияющих на эффективность сигнала, — они помогут летчикам вас заметить и спасти. Прежде всего, постарайтесь себе представить, как ваш сигнал выглядит с воздуха.


РАЗМЕРЫ: сигнал делайте как можно больше по размерам. Помните, что он должен хорошо читаться с воздуха. 
ПРОПОРЦИИ: сигнал должен иметь правильные пропорции, особенно если вы выкладываете на земле буквы. Позаботьтесь о том, чтобы они нормально читались с воздуха. 
УГЛЫ И ПРЯМЫЕ ЛИНИИ: все сигналы, выкладываемые на земле, должны иметь максимальное количество прямых линий и прямых углов — ни того ни другого в природе не встречается. 
КОНТРАСТНОСТЬ: сигнал должен контрастно выделяться на местности. 
НА СНЕГУ лучше выполнять сигнал с помощью красителя яркого цвета. 
НА ТРАВЕ можно выжечь участок, уже потом выложить на нем сигнал. 
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ. Как ни странно, на зеленом или коричневом фоне оранжевый цвет (не насыщенный) не выделяется, а, наоборот, может вписаться в ландшафт. 
ОБВОДКА СИГНАЛА. Сигнал можно обвести валиком из листвы, грунта или камней. Основным назначением обводки является создание тени. Можно также выложить сигнал на приподнятой на стойках раме или панели, отбрасывающей хорошо заметную тень. 
МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ СИГНАЛА. Ваш сигнал должен быть расположен таким образом, чтобы он был заметен со всех направлений. Лучше всего располагать его на ровном, открытом месте. 
ЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛА. Подаваемый сигнал должен нести обнаружившим вас людям какую-то информацию о вашем бедствии. 


На рис. 65 приведены некоторые международные визуальные сигналы бедствия. Выучите их или всегда имейте при себе листок бумаги, где они нарисованы и расписано их значение. При выкладывании сигналов на земле делайте их как можно больше по размеру, по меньшей мере 10 м в длину и 3 м в ширину. В ночное время выкопайте в грунте канавку по форме сигнала, залейте в нее бензин и подожгите. Такой сигнал будет хорошо заметен не только ночью, но и днем, по обгорелой земле. 

 После прибытия спасения обязательно уничтожьте сигналы — иначе они могут ввести в заблуждение другой поисковый летательный аппарат, вынудив его совершить ненужную попытку приземлиться рядом. 


 Азбука Морзе (рис. 66). Вы можете передавать сообщения, включая и выключая сигнальную лампу, с использованием азбуки Морзе. Для этой же цели подойдет флажок-палка с яркой тряпицей на конце. Точка в этом случае обозначается отмашкой с «восьмеркой» на конце вправо, а тире — отмашкой с «восьмеркой» на конце влево. Азбукой Морзе можно подавать и звуковые, и радиосигналы.


Сообщения жестами. На рис. 67 представлены некоторые жесты, используя которые можно передавать сообщения пилоту, который вас заметил. Для положительных и отрицательных ответов рекомендуется делать отмашку флажком или куском материи. Особо обратите внимание, в каких случаях используется фронтальная, а в каких — боковая стойка, а также на положение ног. Подавая сигналы жестами, делайте их четко и аффектированно (помните, что с летательного аппарата вас наблюдают на большом расстоянии). Если на самолете поняли ваше послание, он покачает крыльями в дневное время или мигнет зеленым аэронавигационным огнем в темноте. Если же летчик вас не понял, он сделает над вами круг в дневное время или мигнет красным аэронавигационным огнем ночью. Когда летчик увидит и поймет ваше послание, можете передавать следующее. Будьте терпеливы, и пилот спасательного самолета вас поймет.
Сигналы тенью могут быть весьма эффективны, вам лишь необходимо соорудить их правильно. Стройте их на открытом месте, достаточно большого размера, чтобы они контрастировали с окружающим ландшафтом. Для строительства теневых сигналов в различных местностях пользуйтесь следующими правилами: 

В ПОЛЯРНУЮ ЗИМУ стройте стену из снежных блоков вдоль канавки, из которой эти блоки были извлечены. 

В АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕТО стену сооружайте из камней, земли, валунов и леса. 

ЗИМОЙ В ТЕПЛОМ ПОЯСЕ разместите зеленые листья или лапник на снегу, вокруг разместите частоколом ветви. 

ЛЕТОМ В ТЕПЛОМ КЛИМАТИЧЕСКОМ ПОЯСЕ используйте для строительства теневого сигнала бревна, стволы деревьев, камни, валуны, а также брикеты земли. 

Подача сигналов с использованием природных материалов. Если вы потерпели бедствие вдали от цивилизации, воспользуйтесь советами американских военных, как соорудить сигнальные объекты из подручных материалов. 

Соорудите из нарубленной растительности или снега валы, которые бы отбрасывали тень. 
В заснеженной местности изобразите канавками в снегу буквы или символы и заполните канавки контрастным материалом — например, красителем, прутьями, ветками. 
На песке буквы и символы можно выложить валиками песка, растительностью или водорослями. 
В местности, заросшей кустарником, можно изобразить символ просекой. 
В тундре подрежьте верхний слой почвы и переверните его дерном вверх. 
В любой местности пользуйтесь для визуализации сигналов материалом, по цвету контрастирующим с окружающей местностью, чтобы он хорошо был заметен с самолета. 


 При бедствии в горах используйте международные условные сигналы, выучите их и научитесь передавать. При себе всегда необходимо иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов. 

Сигнал бедствия (SOS). Чтобы подать сигнал бедствия, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами: 

Красная ракета. 
Звуковой сигнал — три точки, три тире, три точки. Повторять с интервалом в одну минуту. 
Световой сигнал — как и звуковой (три короткие вспышки, три длинные, три короткие). Повторять с интервалом в одну минуту. 


Требуется помощь. Чтобы подать этот сигнал, пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами: 

Красная ракета. 
Звуковой сигнал — шесть быстро переданных точек. Повторять с интервалом в одну минуту. 
Световой сигнал — шесть быстро переданных коротких вспышек. Повторять с интервалом в одну минуту. 


Вас понял. Для подачи этого сигнала используйте следующие звуковые и световые способы: 

Белая ракета. 
Звуковой сигнал — три быстро переданные точки. Повторять с интервалом в одну минуту. 
Световой сигнал — три быстро переданные короткие вспышки. Повторять с интервалом в одну минуту. 


Возвращайтесь на базу. Для подачи этого сигнала пользуйтесь следующими звуковыми и световыми способами: 

Зеленая ракета. 
Звуковой сигнал — длинная серия точек. 
Световой сигнал — длинная серия коротких вспышек. 
 

 
 Информационные сигналы (рис. 68). Их используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия, куда вы попали, или ваш лагерь. Всегда оставляйте хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором вы двинулись, а также помечайте свои следы.

Собрано на просторах инета. 
  • Просмотры: 12147
  • Автор:      Комменты:
  • Поделиться

1 комментарий

avatar
Сигнальный костер
   
   
   
Костер — самый простой и, наверное, самый древний способ сигнализации. С незапамятных времен воины на дальних заставах при приближе­нии врага поджигали заранее заготовленные вязан­ки хвороста, и яркий огонь на вершине холма или столб дыма, поднявшийся в небо, сигнализировали об опасности.
Эффективность сигнального костра зависит от места его разведения. Понятно, что, если спрятать костер в лесную чащобу или на дно ущелья, толку от него будет немного. И наоборот, костер, разложен­ный на открытой, хорошо просматривающейся с земли и воздуха местности — высоком голом холме, опушке леса, большой поляне, безлесном островке посреди водоема, возвышающейся над лесным массивом скале, — виден издалека. Отмечены слу­чаи, когда в ясные, безветренные дни вертикальные дымовые столбы были различимы на расстоянии, превышающем 50 км! Правда, и костры эти были соответствующего масштаба (рис. 31).
Лучше приготовить не один костер, так как его наблюдатель может принять за случайный, а неско­лько, расположив их в форме какой-нибудь геомет­рической фигуры. Например, три костра, располо­женные друг от друга в трехстах метрах и образую­щие треугольник, или те же три костра, вытянутые по прямой линии, являются международным сигналом бедствия. А пять костров, расположенных в форме


  

 


   
Рис. 31
буквы «Т», указывают на место безопасной посадки. Этой буквой размечали посадочные полосы еще пар­тизаны во время Отечественной войны.
В любом случае расстояние между кострами должно быть не меньше 30—50 м. Возле каждого ко-стровища необходимо сложить дополнительный запас дров. В данном случае экономить силы и время не стоит. Пусть лучше пропадут впустую не­сколько кубов заготовленных дров, чем в самый от­ветственный момент для поддержания огня не оты­щется сухого полена. Во время сильного снегопада или дождя костровища и запасные дрова необходи­мо защитить от намокания, накрыв куском поли­этиленовой пленки, тканью или толстым слоем елового лапника.
При устройстве сигнального костра в дождли­вую, ненастную погоду его лучше сделать двойным.

На нижнем ярусе, на высоком дровяном настиле, приготовить растопку и сухие поленья, а верхний, который должен образовать влагозащитную кры­шу, выложить из сухого лапника или из веток дере­вьев лиственных пород с подсохшими листьями. При необходимости растопка поджигается и, в свою очередь, поджигает «крышу».
На переувлажненной почве, тем более на боло­те, необходимо соорудить высокий помост, изоли­рующий топливо костра от влаги (рис. 32).
Особенно хорошо заметны костры, разложен­ные на плотах, стоящих на якорях посреди водоема. Для того, чтобы бревна плотов не загорелись, их сверху надо выложить камнями или подушкой из земли, дерна, песка. В густолесье, где почти отсутст­вуют свободные от деревьев и кустарника пространства, такой способ костровой сигнализации бывает единственно возможным (рис. 33).
 

На больших незалесенных полянах допустимо сооружать сигнальные факелы-костры. Для этого отдельно стоящее, желательно хвойных пород, де­рево под нижними ветками обкладывается со всех сторон растопкой, которая вмомент прохождения самолета поджигается. Вспыхнувшая крона дерева дает очень мощный, далеко заметный световой фа­кел. Применяя такой способ аварийной сигнализа­ции, следует самым тщательным образом соблю­дать противопожарную безопасность — очистить пространство возле дерева от сухой травы и валеж­ника, убедиться, что даже при самом сильном ветре подхваченные им искры не достигнут лесного мас­сива. Удобнее всего, когда с подветренной стороны такого  дерева-факела расположен крупный водо­ем, идеально — если оно растет на лишенном расти­тельности острове.
   
 
 

 


 
 
Рис. 32
 
  

 


Рис. 33
 
В непосредственной близости от костровищ надо оборудовать круглосуточный наблюдатель­ный пост, где разжечь и поддерживать постоянный огонь в небольшом запальном костре.
При появлении самолета, проплывающего по реке или морю судна, любого другого транспортно­го средства или людей с помощью углей и горящих поленьев, вытащенных из запального костра, быст­ро разжигаются большие сигнальные костры. Сам запальный костер в этот момент заваливать допол­нительным топливом не следует, а надо попытаться раздуть пламя или несколькими ударами по горя­щим дровам поднять сноп искр.
Одиночный костер рекомендуется периодиче­ски прикрывать куском ткани или пучком лапника, в крайнем случае загораживать своим телом. Пре­рывистый сигнал обращает на себя больше вни­мания, чем постоянный. Таким же способом мож­но передавать сигнал бедствия с помощью азбуки Морзе.
 

В ясную, солнечную погоду хорошо заметен бе­лый клубящийся дым. Для его получения в разго­ревшийся костер подбрасываются сырые ветки, мох, трава. В пасмурную погоду лучше виден темный дым — в огонь добавляются зеленые листья, куски резины, покрышки и камеры от колес автотранс­порта, пластик, еловый лапник, сырой мох, промасленные тряпки. В сомнительных случаях лучше да­вать комбинированный сигнал — белый и темный дым от двух близко расположенных друг к другу ко­стров.

В пустынной местности для подачи дымового сигнала можно использовать емкости, наполовину наполненные песком, пропитанным смазочными материалами, соляркой, бензином. Ночью можно поджигать собранную и связанную в пучки сухую траву, кустарник.
Ярко горящий в ночи костер пилот пролетаю­щего самолета или вертолета может заметить за 20 км. При наблюдении с земли костер виден за 8 км. Надо сказать, неплохая результативность у столь архаичного сигнального средства. Но и тут свой изъян имеется. Всем хорош сигнальный костер, вот только с собой его не унесешь. А жаль! Самолет бы­стро летит, ему не крикнешь: «Эй! Погоди малень­ко! Я только дров нарублю да костер разожгу!»
Услышишь шум моторов, начнешь хворост ло­мать, а самолета уже нет. Что же делать?

На этот случай предусмотрительный потерпев­ший, прежде чем отправиться в путь, заготовит не­сколько факелов. Кстати, они и от зверя уберечься помогут, и костер под дождем развести. Чтобыизго-товить сигнальный факел, надо с нестарой, лучше погибшей, березы надрать побольше сухой бере­сты. Свернуть ее в свободный свиток и насадить на длинную палку. Такой берестяной факел будет го­реть очень долго, давая вокруг себя яркий, ровный свет. Если им размахивать над головой или перио­дически закрывать пламя, сигнал будет более заме­тен. Продолжительность горения факела и интен­сивность свечения зависят от количества бересты, толщины и плотности свитка.
В крайнем случае в качестве примитивного фа­кела можно использовать пучок из двух-трех зара­нее припасенных сухих еловых лап.
В пустыне факел изготовляется из пустой кон­сервной банки, привязанной к палке и наполнен­ной песком, пропитанным бензином или соляркой. Днем для получения густого дыма в банку надо до­полнительно плеснуть масла или бросить несколь­ко небольших кусков резины. Ночью — использо­вать чистый бензин или другое горючее, дающее яркое пламя.






 



Это была статья «Подача сигнала бедствия костром». Спасибо за прочтение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.