Добавить топик в избранное

Река Щучья. Ямал. Одиночный сплав 2009 г. → Блог им. Sneg



Выбор походного маршрута был прост.
Конечно же Север – тайга или тундра. Продолжительность дней на двадцать с дорогой. Заброска и выброска чтобы колесами в воду, никаких переносок груза на спине, никаких волоков и длительных обносов препятствий. Шкуродеры и непроходимые пороги нам тоже ни к чему, у нас экспедиция, а не спортивный поход.

Никаких населенных пунктов, никаких туристических групп на маршруте. И чтобы рыбка хорошая ловилась, прочие грибы-ягоды были. Минимум дров для костра тоже не помешает. Вертолеты и вездеходы нанимать не будем. Аренда вертолетов и вездеходов для заброски малой группы отпадает – цена не радует.
Карта судьбы легла на Ямал, на реку Щучью.


Коротко о районе путешествия. Река протекает в северной части Полярного Урала (южный район полуострова Ямал) севернее железнодорожной ветки Сейда – Лабытнанги. Берет начало из горного Большого Щучьего озера, впадает в реку Обь недалеко от Обской губы. Длина реки около 560 км. По берегам тундровая растительность. Вдоль самой реки – ивняк и немножко лиственницы. Погода на Полярном Урале не балует туриста даже летом – резкие изменения атмосферного давления, штормовой ветер, дождь и холод здесь скорее норма, что надо учесть при выборе походного снаряжения. Но изредка может выдаться и неделя безоблачного неба, тогда ваши руки и лицо будут сожжены беспощадным летним заполярным солнцем.
Решил пройти тундровой участок реки, которым туристы обычно не ходят – от моста так называемой Бованенковской трассы до поселка Белоярский, что недалеко от впадения реки в Обь.
На 370-тикилометровом участке сплава всего два постоянных населенных пункта – фактория Щучье и поселок Белоярский. Изредка по берегам реки встречаются чумы ненцев, да на месте заброшенного поселка Седельниково стоит несколько жилых балков и чумов.
Бованенковская трасса – детище Газпрома. Прокладывается уже около 20-ти лет к газоконденсатным месторождением Ямала. Бованенковское месторождение — одно из них. Четверть мировых запасов газа здесь, на Ямале. Трасса строится компанией «Ямалтрансстрой». На Ямале эта компания является царем, богом и воинским начальником одновременно – это намек на получение разрешения на заброс больших туристских групп на Ямал. Бованенковской трассы на картах, по понятным причинам, не нашлось, пришлось воспользоваться спутниковыми снимками и схемами из Интернета. Трасса представляет собой идущие рядом одноколейную железную и гравийно-щебеночную довольно приличную автомобильную дороги. Начинается от стации Обская, что находится в 11 километрах не доезжая до станции Лабытнанги.


Поход запланировал с 15 июля по 5 августа, июль-август считаются наиболее подходящим временем для похода в этих местах. Правда позже выяснилось, что в этом году весна была поздней, поэтому грибов-ягод я не увидел.
А вот компания в поход как-то не подобралась. Ну что же, пойду один – не впервой.
В той, первой жизни, я пробыл на государевой службе в Архангельской области 25 лет. Многодневные охоты и рыбалки придали необходимый опыт выживания в тайге и безлюдье, убрали из души дискомфорт одиночества, научили осторожности и умению опираться на собственные силы.
Главный враг туриста – вес переносимого на спине груза. В поход надо брать не то, что нужно, а то, без чего нельзя обойтись. Но в этом походе мне легче, волоков не планируется. Можно побаловать себя, любимого, комфортом – взять сковородку, растительное масло, костровые крюки, чуть больше одежды, сахара, конфет.
В части экономии веса выручает судно – полноценная двухместная надувная лодка с уключинами. Сам клеил из двухслойной прорезиненной ткани. Гермоукупорка называется. Военного назначения. Весит 6,5 кг. Одному в лодке просторно и комфортно. Лодка устойчива в стоячих валах, не боится камней и сливов. Надуть можно ртом. Легко ремонтируется. По ровной воде идет правда медленно – крейсерская скорость 3, 5 километра в час. Но я же собираюсь вниз по течению…
Для экономии веса обычно ручки весел я обычно не беру. Выстрагиваю на месте две палки и шурупами креплю алюминиевые лопасти. Потом палки выбрасываю. Килограмм веса экономится. Сейчас же иду в тундру, с подходящим деревом возможны проблемы (здесь оказалось не так). Купил для ручек два черенка от грабель, отшлифовал, покрасил. На обратном пути выброшу.
Ружье в этот раз не беру. Охота закрыта. Да и стрелять мамок, сиротить птенцов, чем грешат некоторые туристы летом на северах, рука не поднимается. А вот дождемся осени, охота будет открыта, птенцы вырастут, тогда …
Самооборона от медведей и прочих росомах? Думаю, что летом в этом районе Полярного Урала такой необходимости нет, хотя указанные звери там водятся.
Основное средство навигации – навигатор Гармин с загруженными треками и точками, описывающими значимую для меня информацию.



Ну и в запасе, разумеется, заламинированная карта местности с добрым старым магнитным компасом.


От Москвы до ст. Обской поезд «Москва-Лабытнанги» пересекает Уральские горы.





Выхожу на станции Обская, это недалеко от г. Лабытнанги.



Пытаюсь вписаться на рабочий поезд, что идет по Бованенковской железнодорожной ветке в нужном мне направлении. Мне отказывают – на этом направлении посторонних людей категорически не берут. Диспетчер вежливо меня игнорирует, он здесь начальник, и я ухожу не солоно хлебавши.
Рюкзак обрывает плечи.
Не унываю – на такси, вызванном добрыми людьми, проезжаю пару километров к выходу из поселка, к перекрестку грунтовой дороги на Бованенково и железнодорожной ветки. Ставлю палатку на ночевку, утром буду ловить попутный транспорт. Место живописное. Здесь начинается Бованенковская трасса.



Утром добрые люди на дрезине везут меня мимо Уральских гор к Щучьей.




Периодически мелькают железнодорожные разъезды.



У моста через Щучью собираю лодку и становлюсь на воду.





До моста через Щучью по трассе порядка 100 км. Ехал часов пять.
Река в этом месте довольно широкая, течение очень слабое, дно и берега чаще заиленные.





По всей реке проблем с дровами нет.



От моста до Белоярска я бы речку условно разделил примерно на три равных участка.
1. Подболоченная часть, медленное течение, низкие берега, поросшие хвощем, выводки водоплавающих птиц.
2. Галечная часть берегов возвышенности Сопкей. Жемчужина этого участка — скалистый каньон Буредан, тянется с пару километров. Криминальных участков нет, проходится абсолютно спокойно.
3. Великолепные песчаные пляжи Щучьей. На всей реке — несколько порожков быстротоков.

В это время года река забита ряпушкой, вес 100-150 г.
На спокойных плесах увидите круги кормящейся рыбы — это она родимая. Довольно успешно ловится на легкую удочку с небольшим крючком на червя. Насадку опускать от поверхности воды на 30 см.





Хороша ряпушка в жареном виде!!! С десяток рыбок мне вполне хватало на ужин.





Отрезанные головы ряпушки насаживал на закидушки — их у меня было 10 шт. Метров по 15, с металлическим поводком. Закидушки ставил в тихих спокойных местах. Утром обычно снимал пару щук и пару налимов.







Щук отпускал — мясо грубовато, налимы шли в пищу.



В первую половину похода стояла солнечная безветренная погода.



Лицо и руки сгорели.



Далее с неделю был штормовой ветер, тут я хлебнул горя. Довольно часто приходилось как бурлаку тянуть лодку против ветра на буксире берегом.
Даже лопнула резиновая уключина, когда выгребал против ветра. От ударов волн спасали непромокаемые шорты.
В день проходил примерно километров по тридцать, времени на ловлю спиннингом в устьях притоков не оставалось.
На берегах периодически встречал чумы ненцев.







В одном из чумов встретился даже с баптистами из Питера.
Руководство баптистов каждое лето направляет своих эмиссаров к малым северным народам обращать местных жителей в свою веру.
В данном случае баптистские эмиссары (точнее эмиссарши) были представлены двумя очаровательными студентками-второкурсницами из питерского ВУЗа.
Девушки быстренько завели разговор о вере.





Пребывание в походе без дамского общества едва не поколебала в этот момент мои жизненные принципы, но я взял себя в руки и остался твердым агностиком!



Но ненца, хозяина чума, девушки, возможно, обратили в свою веру – бутылку адского напитка у меня он так и не взял в подарок.
А может быть ненец понимал пагубность вредного напитка и просто не употреблял адское зелье.
Хотя есть золотое правило – не пей с индейцами.
Ибо – чревато.
Пришлось отдать адское зелье хозяйке соседнего чума, она была тверда в вере своих предков (можно), не выбрасывать же подарок. Девушки тоже оказались тверды в своей вере (нельзя) – так и не пригубили.



Фактория Щучье — скопление нескольких бараков, металлических ангаров и емкостей с мазутом. Но главное – здесь есть почта, куда время от времени заглядывают кочующие ненцы. На их имя я и отправил фотографии хозяев чумов, где побывал. Студенткам фотографии отправил в Питер – у них не было своего фотоаппарата.



Летом ненцы перегоняют стада своих оленей на север Ямала, где насекомые мало беспокоят оленей. Излишние вещи оставляются на местах зимних стоянок.
Нет, никто и никогда эти вещи не трогает. Не смеет трогать. В безлюдной тундре нет анонимности, это не город. Негодяй будет найден и получит по заслугам.





Жемчужина реки Щучьей – скалистый каньон Буредан.





В низовьях реки на так называемых «песках» начинается промысловый лов ряпушки неводами.







Рыба сдается на плашкоуты (несамоходные баржи), которые раз в 2-3 дня катерами тянутся в Салехард на рыбозавод – возможный вариант выброски в цивилизацию.



Я же сплавился до Белоярска. Ночевал в деревянной гостиничке у магазина «Хороший». Вписался через комендантшу, которую добрые местные жители вызвонили по мобильному телефону.
Ночью по поселку одному лучше не ходить, знаете ли — особенности рыбацкого поселка…



Рано утром ходят катера в Салехард или Аксарку. От Аксарки до Салехарда можно добраться маршруткой. Заранее надо записаться на катер в администрации поселка, иначе мест может и не хватить.




Между Салехардом и Лабытнанги ходит паром, моста нет.
Железная дорога заканчивается в Лабытнанги.



Вокзал всегда забит толпами туристов пешеходников, водников, посещающих Полярный Урал.
А мое путешествие подошло к концу. Номер в «Комнатах отдыха» железнодорожного вокзала, горячий душ, великолепные пирожки в вокзальном буфете, пиво.
И на следующее утро поезд «Лабытнанги-Москва» уже мчал меня по путям сообщения к месту назначения.
До свидания, Лабытнанги, до свидания Семь лиственниц, так переводится название города.



А в Белоярске ихтиологи-практиканты сказали мне, почему река называется Щучьей — зимой в ямах на блесну можно выловить до 150 кг щуки в день на человека.
  • Просмотры: 5628
  • Автор:      Комменты:
  • Поделиться

4 комментария

avatar
Классный поход, красивые виды, отличные фотки! Вот пример как надо путешествовать!
avatar
Да, шикарное повествование.Виды действительно замечательные.

Автору респектище!!!
Комментарий отредактирован 2019-09-04 18:47:16 пользователем wervolf313
avatar
Отменный поход. А кроме рыбы что в меню было?
avatar
Великое дело компьютер, список продовольствия на тот поход сохранился в архиве.
Вот что было из продуктов:
гречка
рис
масло топленое
сало-шпиг
сахар
конфеты
колбаса копченая
пюре картофельное
масло подсолнечное
мука
сливки сухие
Раскладка порядка 540 г. в сутки.
Понятно, что чай и специи.
Кофе организм не принимает.
Рыбы было вволю.
Комментарий отредактирован 2019-09-07 01:59:45 пользователем Sneg
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.