Добавить топик в избранное
Ночное ориентирование... Очередной опыт. → Блог им. Alya
Карта, компас, хождение по азимуту и счет п.ш. (пары шагов), казалось бы, все очень просто, но НЕТ! Не все профессионалы рискнут ходить ночью, без спец.прибовров в виде тех же навигаторов, ПБН, а что уж говорить о компасе и обычном фонаре на НЕ знакомой местности.

Куча людей теряется в сумерках, а все потому что это наиболее опасное время, когда еще не так темно и думаешь: «Успею дойти, тут недалеко...» — ошибочное мнение и печальные последствия. Ночью, даже знакомая местность выглядит совершенно иначе, чем днем. Те же очевидные вещи (ориентиры), могут быть просто незамеченными из-за плохого освещения, спешки, паники (в конце концов), и потери ориентации, а она теряется очень быстро, особенно ночью. Даже при наличии компаса, идя по азимуту, ты скорее полагаешься на него, чем на свои ощущения т.к. в какой-то момент, обходя очередной завал или болото, начинаешь сомневаться, уже не понимая откуда ты пришел и куда тебе нужно идти.

Зимой, если ночь НЕ снежная, всегда можно вернутся назад по следам и начать с предыдущего места, выбрав другое направление. Однако, при отсутствии опыта, карты, компаса — рекомендуется ночь пережидать. Не по наслышке знаю, как оно петлять в 100 метрах от лагеря, офигевая про себя: «Ну как так-то, всего ничего по ПРЯМОЙ отошли!», бродя по округе, в попытке выйти… Даже у бывалых случаются косяки.

Хочется разобрать пару моментов, в общих чертах, касательно ночного ориентирования. Если мы говорим о ситуации, когда нам нужно идти из точки А в точку Б, с компасом, картой и минимальным светом.
1. К сожалению, топографические карты нового образца сейчас не найти, а старые не всегда (даже чаще) не соответствуют местности т.к. все имеет свойство меняться. В таком случае, можно и лучше использовать несколько карт. Например, топографическую и спутниковую (более новую), в одинаковом масштабе, примерно сопоставив все ориентиры и прикинув маршрут.

2. Компас помогает выдерживать определенное направление, но никак не выводит к заданной точке — это НЕ навигатор. Учитываем магнитные склонения (отклонения), разницу в п.ш. на разной местности (даже если вы высчитали одинаковое число — это не значит, что вы прошли такой же отрезок пути), изначально неправильную точку старта и в итоге мы можем выйти на несколько метров или км дальше, чем нам было нужно.

Отсюда…
При ночном ориентировании, особенно на незнакомой местности, все привязки должны быть:
— либо к линейным ориентирам (просеки, дороги, ЛЭП, реки, каналы и т.п. что имеет большую протяженность и на которые вы точно выйдите, при любом отклонении),
— либо к большим населенным пунктам (их, даже при большом отклонении можно увидеть издалека, не говоря уже о звуке: лай собак слышен до 2 км),
— либо к полям, где, выйдя на окраину леса и сопоставив карту с реальным очертанием местности, сможете сориентироваться дальше и даже выйти в нужную точку.

3. Не нужно забывать о морально-волевых качествах. В данном случае, у нас практикуется выживание иногда совмещенное с выходами из зон БД и ЧС, отсюда: если нужно идти, значит нужно! Холодно, мокро, устал, болит что-то — только так, прочувствовав на себе все «прелести» вполне возможной ситуации, вы будете знать, с чем вам придется иметь дело и какие сложности ожидают вас на пути. Поймете, что это совсем не просто и за один раз (или сразу!) ничего НЕ бывает. Все приходит с опытом, с практикой и еще раз с практикой + обязательно нужно ситуацию проанализировать и восполнить пробелы по тем местам, которые вам непонятны, незнакомы, трудны!!!
НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, ЛУЧШЕ, КОНЕЧНО, НА ЧУЖИХ, НО СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОБЫЧНО ДОХОДЯТ ЛУЧШЕ И СРАЗУ!

Занятие для того и занятие, что бы смоделировать ситуацию, опробовать все знания, полученные в теории, проверить себя, увидеть все свои ошибки и сделать работу над ними, имея возможность в любой момент вернутся домой (в тепло и уют!). В реальной жизни, вернуться домой тогда, когда вам этого хочется — не получится.
Берегите себя! Всем добра.
З.Ы. Пару фоток с автостопа. Я в шоке! До января была весна, а тут к весне навалило снега… Горизонта не видать, просто ты в нигде и едешь в никуда


Куча людей теряется в сумерках, а все потому что это наиболее опасное время, когда еще не так темно и думаешь: «Успею дойти, тут недалеко...» — ошибочное мнение и печальные последствия. Ночью, даже знакомая местность выглядит совершенно иначе, чем днем. Те же очевидные вещи (ориентиры), могут быть просто незамеченными из-за плохого освещения, спешки, паники (в конце концов), и потери ориентации, а она теряется очень быстро, особенно ночью. Даже при наличии компаса, идя по азимуту, ты скорее полагаешься на него, чем на свои ощущения т.к. в какой-то момент, обходя очередной завал или болото, начинаешь сомневаться, уже не понимая откуда ты пришел и куда тебе нужно идти.

Зимой, если ночь НЕ снежная, всегда можно вернутся назад по следам и начать с предыдущего места, выбрав другое направление. Однако, при отсутствии опыта, карты, компаса — рекомендуется ночь пережидать. Не по наслышке знаю, как оно петлять в 100 метрах от лагеря, офигевая про себя: «Ну как так-то, всего ничего по ПРЯМОЙ отошли!», бродя по округе, в попытке выйти… Даже у бывалых случаются косяки.

Хочется разобрать пару моментов, в общих чертах, касательно ночного ориентирования. Если мы говорим о ситуации, когда нам нужно идти из точки А в точку Б, с компасом, картой и минимальным светом.
1. К сожалению, топографические карты нового образца сейчас не найти, а старые не всегда (даже чаще) не соответствуют местности т.к. все имеет свойство меняться. В таком случае, можно и лучше использовать несколько карт. Например, топографическую и спутниковую (более новую), в одинаковом масштабе, примерно сопоставив все ориентиры и прикинув маршрут.

2. Компас помогает выдерживать определенное направление, но никак не выводит к заданной точке — это НЕ навигатор. Учитываем магнитные склонения (отклонения), разницу в п.ш. на разной местности (даже если вы высчитали одинаковое число — это не значит, что вы прошли такой же отрезок пути), изначально неправильную точку старта и в итоге мы можем выйти на несколько метров или км дальше, чем нам было нужно.

Отсюда…
При ночном ориентировании, особенно на незнакомой местности, все привязки должны быть:
— либо к линейным ориентирам (просеки, дороги, ЛЭП, реки, каналы и т.п. что имеет большую протяженность и на которые вы точно выйдите, при любом отклонении),
— либо к большим населенным пунктам (их, даже при большом отклонении можно увидеть издалека, не говоря уже о звуке: лай собак слышен до 2 км),
— либо к полям, где, выйдя на окраину леса и сопоставив карту с реальным очертанием местности, сможете сориентироваться дальше и даже выйти в нужную точку.

3. Не нужно забывать о морально-волевых качествах. В данном случае, у нас практикуется выживание иногда совмещенное с выходами из зон БД и ЧС, отсюда: если нужно идти, значит нужно! Холодно, мокро, устал, болит что-то — только так, прочувствовав на себе все «прелести» вполне возможной ситуации, вы будете знать, с чем вам придется иметь дело и какие сложности ожидают вас на пути. Поймете, что это совсем не просто и за один раз (или сразу!) ничего НЕ бывает. Все приходит с опытом, с практикой и еще раз с практикой + обязательно нужно ситуацию проанализировать и восполнить пробелы по тем местам, которые вам непонятны, незнакомы, трудны!!!
НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, ЛУЧШЕ, КОНЕЧНО, НА ЧУЖИХ, НО СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОБЫЧНО ДОХОДЯТ ЛУЧШЕ И СРАЗУ!

Занятие для того и занятие, что бы смоделировать ситуацию, опробовать все знания, полученные в теории, проверить себя, увидеть все свои ошибки и сделать работу над ними, имея возможность в любой момент вернутся домой (в тепло и уют!). В реальной жизни, вернуться домой тогда, когда вам этого хочется — не получится.
Берегите себя! Всем добра.
З.Ы. Пару фоток с автостопа. Я в шоке! До января была весна, а тут к весне навалило снега… Горизонта не видать, просто ты в нигде и едешь в никуда



12 комментариев
Хотя опыт имею.
Но таскаться по лесу, имея возможность поломать ноги, или шею-то ещё удовольствие…
Так что без крайней нужды, никуда не пойду…
Даже с навигатором можно попасть прилично мимо.))))
А с выводами согласен.
главное -«Учиться! Учиться! И еще раз учиться!»©
Ну практика естественно.
пы.сы.
Ты опять автостопишь???
Удачи!
А так то почему?
Вот представляю себе, как иду по лесу по навигатору, подхожу близко к какому-нибудь совсем засекреченому объекту, а навигатор меня уже не домой ведет (а например в управление ФСБ прямо в руки к ребятам в костюмах).
В обычных условиях нормальный навигатор (хотя бы в смартфоне) позволит попасть точно в нужную точку, а не «прилично мимо».
Конечно есть риск подавления или спуфинга спутниковых сигналов, но это уже не обычные условия и навигатор, конечно, не должен быть единственным средством ориентирования на любой местности.
Это называется — «площадные ориентиры»
P.S. А вообще ночью ориентироваться ещё то «удовольствие», но весело, особенно конечный результат, когда ты обнаруживаешь себя СОВСЕМ не там где ты должен быть (и такое в практике было )