Добавить топик в избранное

Выживание человека в море (часть1) → Выживание



Море. Оно в нас в буквальном смысле слова. В нашей крови соли растворены в той же пропор­ции, что и в морской воде: их концентрация со­ставляет 3,5%. Мы, как и другие живые организ­мы, вышли из моря, но, несмотря на эту связь, относимся к нему со смешанным чувством. Мо­ре внушает нам благоговение и страх. Оно так не похоже на сушу, вызывая ощущение беспре­дельности и одиночества, подстерегая нас даже на берегу.

В морях и океанах ежегодно терпят крушение де­сятки, а то и сотни больших и маленьких судов. Но трагедия не только в том, что на дно мор­ское идут корабли, а в том, что гибнут люди, да­же те, кто оказался на спасательных шлюпках и плотах. Почему же человек, располагающий прочной спасательной шлюпкой, достаточным количеством воды и пищи на ее борту, погиба­ет, не дождавшись спасения? Какова главная причина смерти человека, еще не находящегося в действительно смертельных условиях? Какие наибольшие опасности ожидают в мо­ре потерпевшего кораблекрушение?

Накоплен большой мировой опыт борьбы с морской стихией, а также опыт выживания в самых жестких условиях мореплавания.

Французский врач Ален Бомбар совершил в 1952 году одиночное плавание через Ат­лантический океан на надувной резиновой лодке. Трудно переоценить подвиг Бомба­ра и практическую ценность его трансатлантического рейса. Он совершенно правиль­но понял огромную важность психологического или морального фактора. Он писал: «Жертвы кораблекрушения, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха… Потерпевший кораблекрушение, лишенный всего после катастрофы может и должен сохранять надежду. Внезапно он поставлен перед дилем­мой: жить или умереть, и он должен собрать все свои силы, всю волю к жизни, все мужество для борьбы против отчаяния.»

Намеренно поставив себя в крайне тяжелые условия, Бомбар в течение шестидесяти пяти дней питался только тем, что давало ему море — рыбой и планктоном. В течение четырнадцати дней он утолял жажду морской водой, а сорок три дня пил сок, выжа­тый из рыбы. Периодически, когда была такая возможность, он употреблял и дожде­вую воду.

Врач из Либерии Ханнес Линдеман, так же как и Бомбар, пересек Атлантику в одиноч­ку, непрерывно ведя наблюдение за состоянием своей психики и организма в столь непривычных для человека условиях.

Линдеман старался поставить себя в трудные условия, близкие к тем, когда человек после кораблекрушения оказывается один на один с бушующей стихией. Как медика и ученого, его интересовала проблема морального и физического состояния потерпев­шего кораблекрушение.

Так же, как и Бомбар, он пил морскую воду: ежедневно по пол-литровой кружке. Уже на второй день ее воздействие сказалось: опухли ноги. Массаж, специальные уп­ражнения — ничего не помогло. А дальше пошло еще хуже. Самочувствие стало сквер­ное, появилась апатия. Стоило только прекратить питье горько-соленой влаги, как са­мочувствие резко улучшилось. Реакция организма на употребление океанской воды, в литре которой растворено примерно тридцать пять граммов солей натрия, магния, кальция и многих других элементов, совершенно естественна. Резкое увеличение кон­центрации солей в крови и тканях губительно, и смерть может наступить даже рань­ше, чем от обезвоживания организма.

Во время плавания Линдеман на собственном опыте убедился в решающей роли пси­хического состояния человека в борьбе за жизнь. Даже если совершенно истощен­ный человек не потерял мужества и будет бороться до конца, у него есть шанс на спасение. Сам Линдеман использовал метод самовнушения. Стараясь совершенно от­ключиться от внешнего мира и погрузиться в собственные мысли, он внушал себе, что обязательно добьется цели. «Не сдаваться» — этот лозунг должен быть мораль­ным «спасательным кругом» каждого потерпевшего кораблекрушение», — утверждает Линдеман.

Линдеман доказал, что в океане потерпевшему кораблекрушение не так-то уж труд­но заполучить килограмм рыбы в день. Этой пищи (около 1000 калорий) достаточно, чтобы надолго предотвратить истощение, и человек, оказавшийся за бортом не по своей воле, получает возможность бороться за жизнь.

Известный путешественник Тур Хейердал писал: «Могу признаться, например, что я боюсь летать на самолете. Хотя я прошел курсы парашютистов, в самолете я все вре­мя думаю: если сейчас что-нибудь случится, самолет упадет в океан и будет погру­жаться; к счастью, всегда на воде останется какая-нибудь часть и можно за нее уце­питься...»

Запомните и строго соблюдайте десять заповедей выживания на море:

— Море не выносит неподготовленных, поэтому не отправляйтесь в мор­ское путешествие без специальной подготовки.
— Будьте волевым, уверенным в себе человеком.
— Защищайте себя от холода (риск переохлаждения).
— 3ащищайте себя от жары (риск обезвоживания).
— Рационально используйте пресную воду.
— Избегайте лишних движений на воде.
— Не употребляйте спиртного.
— Не ешьте, если не хватает питьевой воды.
— Не пейте морскую воду.
— Умейте переносить неудобства и приспосабливаться к экстремальным об­стоятельствам. Это успех вашего выживания в морской пучине.

Продовольствие и снаряжение. На спасательных лодках и плотиках, а также на борту самолетов имеется снаряжение, предназначенное для использования в случа­ях аварии в море. Познакомьтесь со списком аварийного запаса и снаряжения, нахо­дящегося на борту спасательной лодки, порядком покидания тонущего корабля и пра­вилами поведения и подчиненности на борту спасательной лодки.

Изучите это снаряжение, знайте, где оно размещено, а также умейте им пользовать­ся. Убедитесь, что туда положены приспособления для ловли рыбы. Рыба может быть единственным источником пищи и утоления жажды.

www.liveinternet.ru/users/survinat/page7.html
  • Просмотры: 2309
  • Автор:      Комменты:
  • Поделиться

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.