1 Добавить топик в избранное

Восточный вал Сталина. → У костра

Нашел еще одну статью.Думаю тем кто интересуется инженерными постройка и стройками 20 века в СССР будет интересно.Я уже размещал статью про КаУР.Теперь предлагаю вашему вниманию статью про другой «Укрепрайон»… Фотографии не прикрепляю… Снаружи почти все башни выглядят одинаково и однотипно.

Тихоокеанский вал Сталина

В годы Второй мировой широкую известность получил Атлантический вал. Построенные по приказу Гитлера фортификационные укрепления растянулись вдоль всего западного побережья Европы, от Дании до границы с Испанией. Об этом грандиозном сооружении, сопоставимом по размерам с Великой Китайской стеной и линией Маннергейма, сняты десятки фильмов, а многие из укреплений Атлантического вала ныне обращены в музеи. А вот о другом гигантском военном сооружении, «Тихоокеанском вале Сталина», практически никто в мире не знает. Хотя форты его протянулись почти вдоль всего дальневосточного побережья России – от Анадыря до корейской границы.


Просчет седых генералов

Первые русские береговые батареи на Дальнем Востоке появились еще в 1860-х годах в Николаевске-на-Амуре, а к началу Русско-японской войны береговые крепости отстроили также в Порт-Артуре и Владивостоке. Но в годы той позорной для нас войны они особо не помогли – по причине поразительной косности царских генералов и адмиралов.

Несмотря на то, что еще в 1894 году Обуховский завод приступил к выпуску 305/40-мм пушек (305 – калибр, 40 – отношение длины ствола к калибру, то есть длина ствола такой пушки равна 12,2 м) с дальностью стрельбы 26 км, на кораблях и береговых батареях продолжали стоять пушки, стрелявшие на 4, максимум 6 км. Над офицерами, предлагавшими их заменить на более дальнострельные, седые генералы только смеялись: «Это какой дурак будет стрелять на 10 верст?!» По мнению тогдашних авторитетов, вражеские корабли должны были подходить к нашим береговым крепостям километра на четыре, становиться на якорь и приступать к артиллерийской баталии.

Но японцев недооценили: их корабли к Порт-Артуру и Владивостоку так близко не приближались, а безнаказанно расстреливали военные и гражданские объекты с несколько больших дистанций. После уроков Русско-японской войны наше военное ведомство приступило к постройке нескольких десятков бетонных береговых батарей в районе Владивостока. Не все они были достроены, когда грянула Первая мировая. Но Япония стала союзницей России, и необходимость в обороне дальневосточных границ отпала. В итоге почти все береговые батареи Владивостока и Николаевска-на-Амуре были разоружены, а орудия отправлены на фронт и на береговые батареи Балтики. И когда Красная армия «на Тихом океане свой закончила поход», во Владивостоке, равно как во всем Приморье, уже не было ни кораблей, ни береговых пушек.

Беззащитная граница

Первые десять лет советской власти на Дальнем Востоке отсутствовали и флот, и береговая оборона. Охрана многотысячекилометрового побережья велась несколькими шхунами, вооруженными малокалиберными пушками. Все бы так и продолжалось, но в 1931 году над Дальним Востоком и Сибирью нависла страшная угроза. Япония оккупировала Маньчжурию и выдвинула территориальные претензии к Советскому Союзу. Тысячи миль береговой полосы Дальнего Востока оказались совершенно беззащитными перед огромным японским флотом.

В конце мая того же года правительство решило укрепить дальневосточную береговую линию новыми батареями. Для выбора их позиций во Владивосток приехала специальная комиссия под председательством наркома обороны Климента Ворошилова. Оценив боевые позиции, Ворошилов пришел к неутешительному выводу: «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу».

Но Сталин твердо решил не отдавать японцам ни пяди земли: на Дальний Восток потянулись эшелоны с танками, артиллерийскими системами, бронетехникой… Дальневосточные дивизии в первую очередь получали новые самолеты, так что вскоре на Дальнем Востоке было уже несколько сотен дальних бомбардировщиков ТБ-3, готовых в любой момент нанести удар по городам Японии. Одновременно развернулось строительство огромнейшего Тихоокеанского вала из многих сотен береговых батарей и бетонных дотов.

Гигантская стройка

Формально это грандиозное сооружение не имело никакого названия, а отдельные его районы скромно обозначались секторами береговой обороны.

Тихоокеанский вал Сталина протянулся от Чукотки, где был создан Северный сектор береговой обороны, до южного окончания дальневосточного берега Советского Союза. Десятки батарей были построены на Камчатке, вдоль берегов Авачинского залива, на Северном Сахалине, в районе Магадана и Николаевска-на-Амуре. В те времена побережье Приморья представляло собой безлюдный край, поэтому береговые батареи зачастую прикрывали лишь подходы к военно-морским базам Тихоокеанского флота. Однако в районе Владивостока все побережье от бухты Преображения до корейской границы было перекрыто огнем сотен береговых орудий. Вся береговая оборона была поделена на отдельные сектора – Хасанский, Владивостокский, Шкотовский и Сучанский. Самым сильным среди них, естественно, был Владивостокский. Так, на одном только острове Русском, примыкавшем к полуострову Муравьева-Амурского, было выстроено семь береговых батарей. Причем батарея № 981 имени Ворошилова, расположенная на горе Ветлина, была самой мощной не только на острове Русском, но и, возможно, во всем СССР: дальность стрельбы шести 305/52-мм орудий батареи составляла 53 км!

Наши башенные батареи представляли собой целые подземные города. На сооружение Ворошиловской батареи ушло столько же бетона, сколько на строительство всего Днепрогэса. Под 3–7-метровой бетонной толщей находились снарядные и зарядные погреба, помещения личного состава – лазарет, душевые, камбуз, столовая и «ленинская комната». Каждая батарея имела свой дизель-генератор, обеспечивавший автономное электрическое питание и водоснабжение. Специальные фильтры и система вентиляции позволяли личному составу проводить недели в башне в случае заражения окружающей местности отравляющими или радиоактивными веществами.

Башенные установки не устарели и в атомный век. Так, для вывода из строя 305-мм или 180-мм батареи требовалось прямое попадание минимум двух ядерных бомб мощностью от 20 кт и выше. При взрыве бомбы в 20 кт (хиросимский «малыш») с промахом в 200 м такая башня также сохраняла боеспособность. В начале 1950-х многие батареи получили автоматические системы управления огнем от радиолокационной станции (РЛС) типа «Залп». Вал Сталина в действии

Циклопический вал Сталина полностью выполнил поставленную перед ним задачу. Японский флот так и не посмел приблизиться к нашим берегам. Тем не менее нескольким береговым батареям Тихоокеанского вала пришлось пострелять в августе 1945 года. Так, батареи Хасанского сектора поддерживали огнем наступление наших войск на корейской границе. А 130-мм батарея № 945, расположенная на южной оконечности Камчатки – мысе Лопатка, – несколько дней поддерживала огнем наш десант при его высадке на остров Шимушу (ныне Шумшу) – самый северный из островов Курильской гряды.

Четыре железнодорожные установки, входившие в состав Владивостокского сектора береговой обороны, в августе 1945 года своим ходом через Харбин были переброшены на Ляодунский полуостров. Причем стрелять они должны были не по японцам, а по американцам. Дело в том, что американские корабли приняли на борт несколько тысяч солдат Чан Кайши, которых они собирались высадить в Порт-Артуре и Дальнем. Но у товарища Сталина были совсем иные планы в отношении Северного Китая, и присутствие гоминдановцев там вовсе не предусматривалось. Наличие четырех корпусов 39-й армии и дальнобойных железнодорожных батарей на Ляодунском полуострове произвело на американцев нужное впечатление, и вопрос о десанте отпал сам собой.

Прощай, оружие!

В начале 1960-х годов береговые батареи Тихоокеанского вала начали расформировывать, и за тридцать лет они все были выведены из строя. Везде были сняты радиоэлектронные и оптические приборы, кое-где убрали и сами пушки. Процесс расформирования ускорили «старатели», выломавшие все то, что содержало цветные металлы. А вот демонтировать броневые башни и бетонные циклопические сооружения оказалось не по силам ни советской власти, ни новой демократической. На местах Тихоокеанского вала можно было бы организовать не один туристический маршрут, но Дальний Восток – это не Запад. Вот и стоят пустынные бетонные батареи и доты безмолвным памятником великому и жестокому веку.

Автор Александр Широкорад(«Военное обозрение»)

Первоисточник www.popmech.ru" target="_blank" rel=«nofollow»>http://www.popmech.ru
  • Просмотры: 2698
  • Автор:      Комменты:
  • Поделиться

18 комментариев

avatar
Читаю про УРы и поражаюсь тому сколько труда и денег было вложено в это все…
  • Ges
  • 0
avatar
Ну а как, строились УРы для длительных- позиционных боев.А это не дешево.
avatar
Тимофей, это понятно.Но представь, это ж пгомимо строй материалов, делать дороги, перебрасывать стройбат и т.д.
Огромная организаторская работа…
avatar
Так извините,«Спецстрой» именно тогда и для этого и создавался. Это же в последствии была целая отрасль военного и специального строительства…
Это сейчас «Восточный» построить не кому. А с «Байконуром» таких проблем не было.
avatar
Так тогда была Империя… Ничего удивительного…
avatar
Ну ас сейчас капитализм и «частные-честные» подрядчикиТолько печально все это.
avatar
Вот именно.Глобальный проект надо строить только под прицелом Государства (и в прямом, и в переносном смысле). Смотрел недавно фильм по Дискавери про ЛорьяН (база немецких подводных лодок во Франции). Впечатлило.Думаю немцы строили без подрядчиков… Ну а про Байконур, базы АПЛ, шахты РВСН даже говорить не стоит…
avatar
У немцев был свой спецстрой…
avatar
Знаю.Вот только информации по нему почти нет (в открытых источниках).
Может у кого есть ссылка на какую-нибудь книгу по данному вопросу?
avatar
строительные батальоны Тодта
Кое что можно найти в открытом доступе.
avatar
Понял.Спасибо.Завтра на работе поищу инфу.
avatar
Всегда пожалуйста
avatar
Отправил тебе в личку ссылку на небольшую статью по этой «организации Тодта».
Думаю будет интересно.
avatar
Да поразительно как все это быстро было воздвигнуто по нынешним меркам. После того как я увидит передачу про вал Сталина я окончательно понял, что сейчас врятли смогут построить северную железную дорогу, ведь даже СССР не смог.
avatar
Не забывай, почти все УРы строились практически одновременно… КаУР,«Линия Сталина», «Восточная линия Сталина»… И главное, что это все было построено — при минимальном количестве автоматизации…
Построить и сейчас можем, но необходимы два условия-минимизировать количество ответственных, расстреливать за воровство больше 25 МРОТ ( с конфискацией ВСЕГО имущества как расстрелянного, так и его близких)… Наглядный пример-Китай…
avatar
Построить и сейчас можем.Нужно треть населения страны согнать в лагеря, раздать по кирке и лопате и всего лишь за пайку все будет построенно.К этому, похоже, все и идет
avatar
Не это вряд ли.
avatar
А зачем население? У нас из Питера в прошлом году полмиллиона мигрантов уехало, после падения курса рубля… Можно и их.Тем более что они к лопате и кирке привычные.В отличии от большинства из нас.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.