Добавить топик в избранное

Ночное ориентирование... Очередной опыт. → Блог им. Alya

Карта, компас, хождение по азимуту и счет п.ш. (пары шагов), казалось бы, все очень просто, но НЕТ! Не все профессионалы рискнут ходить ночью, без спец.прибовров в виде тех же навигаторов, ПБН, а что уж говорить о компасе и обычном фонаре на НЕ знакомой местности.



Куча людей теряется в сумерках, а все потому что это наиболее опасное время, когда еще не так темно и думаешь: «Успею дойти, тут недалеко...» — ошибочное мнение и печальные последствия. Ночью, даже знакомая местность выглядит совершенно иначе, чем днем. Те же очевидные вещи (ориентиры), могут быть просто незамеченными из-за плохого освещения, спешки, паники (в конце концов), и потери ориентации, а она теряется очень быстро, особенно ночью. Даже при наличии компаса, идя по азимуту, ты скорее полагаешься на него, чем на свои ощущения т.к. в какой-то момент, обходя очередной завал или болото, начинаешь сомневаться, уже не понимая откуда ты пришел и куда тебе нужно идти.



Зимой, если ночь НЕ снежная, всегда можно вернутся назад по следам и начать с предыдущего места, выбрав другое направление. Однако, при отсутствии опыта, карты, компаса — рекомендуется ночь пережидать. Не по наслышке знаю, как оно петлять в 100 метрах от лагеря, офигевая про себя: «Ну как так-то, всего ничего по ПРЯМОЙ отошли!», бродя по округе, в попытке выйти… Даже у бывалых случаются косяки.



Хочется разобрать пару моментов, в общих чертах, касательно ночного ориентирования. Если мы говорим о ситуации, когда нам нужно идти из точки А в точку Б, с компасом, картой и минимальным светом.

1. К сожалению, топографические карты нового образца сейчас не найти, а старые не всегда (даже чаще) не соответствуют местности т.к. все имеет свойство меняться. В таком случае, можно и лучше использовать несколько карт. Например, топографическую и спутниковую (более новую), в одинаковом масштабе, примерно сопоставив все ориентиры и прикинув маршрут.



2. Компас помогает выдерживать определенное направление, но никак не выводит к заданной точке — это НЕ навигатор. Учитываем магнитные склонения (отклонения), разницу в п.ш. на разной местности (даже если вы высчитали одинаковое число — это не значит, что вы прошли такой же отрезок пути), изначально неправильную точку старта и в итоге мы можем выйти на несколько метров или км дальше, чем нам было нужно.



Отсюда…

При ночном ориентировании, особенно на незнакомой местности, все привязки должны быть:
— либо к линейным ориентирам (просеки, дороги, ЛЭП, реки, каналы и т.п. что имеет большую протяженность и на которые вы точно выйдите, при любом отклонении),
— либо к большим населенным пунктам (их, даже при большом отклонении можно увидеть издалека, не говоря уже о звуке: лай собак слышен до 2 км),
— либо к полям, где, выйдя на окраину леса и сопоставив карту с реальным очертанием местности, сможете сориентироваться дальше и даже выйти в нужную точку.



3. Не нужно забывать о морально-волевых качествах. В данном случае, у нас практикуется выживание иногда совмещенное с выходами из зон БД и ЧС, отсюда: если нужно идти, значит нужно! Холодно, мокро, устал, болит что-то — только так, прочувствовав на себе все «прелести» вполне возможной ситуации, вы будете знать, с чем вам придется иметь дело и какие сложности ожидают вас на пути. Поймете, что это совсем не просто и за один раз (или сразу!) ничего НЕ бывает. Все приходит с опытом, с практикой и еще раз с практикой + обязательно нужно ситуацию проанализировать и восполнить пробелы по тем местам, которые вам непонятны, незнакомы, трудны!!!

НА ОШИБКАХ УЧАТСЯ, ЛУЧШЕ, КОНЕЧНО, НА ЧУЖИХ, НО СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ОБЫЧНО ДОХОДЯТ ЛУЧШЕ И СРАЗУ!



Занятие для того и занятие, что бы смоделировать ситуацию, опробовать все знания, полученные в теории, проверить себя, увидеть все свои ошибки и сделать работу над ними, имея возможность в любой момент вернутся домой (в тепло и уют!). В реальной жизни, вернуться домой тогда, когда вам этого хочется — не получится.

Берегите себя! Всем добра.


З.Ы. Пару фоток с автостопа. Я в шоке! До января была весна, а тут к весне навалило снега… Горизонта не видать, просто ты в нигде и едешь в никуда


  • Просмотры: 1093
  • Автор:      Комменты:
  • Поделиться

12 комментариев

avatar
О казачки!Да, считать пары шагов увлекательное занятие, особенно ночью. Я бы ночью лучше отдыхал, чем ориентировался, идя по незнакомому лесу можно даже по азимуту уйти, мягко говоря, не туда куда надо! Есть такое понятие точка или азимут возвращения, то есть возможность вернуться на точку, с которой начинали путь, при ошибке в азимуте направления или не учтенном магнитном склонении, при работе с картой, так вот ночью достаточно тяжело фиксировать ориентиры именно в лесу, поэтому по возможности следует останавливаться на ночлег до рассвета. На пересеченной местности с полями и перелесками ночью ориентироваться легче, особенно если ночи лунные, и в принципе если не занимаешься разведкой местности, для последующих БД, и есть с собой мощный фонарь, то можно вполне спокойно двигаться и ночью, вообще всё зависит от условий видимости недвижимых ориентиров больше чем от карты и хорошего компаса.
Комментарий отредактирован 2018-02-12 20:29:49 пользователем Slavyan
avatar
Ночью предпочитаю никуда не ходить.
Хотя опыт имею.
Но таскаться по лесу, имея возможность поломать ноги, или шею-то ещё удовольствие…
Так что без крайней нужды, никуда не пойду…
  • Ges
  • 0
avatar
Так я и не призываю никого никуда ходить, тем более ночью, тем более без ничего. Просто был интересный опыт и возможность в любой момент соскочить, так собственно, почему бы и… Да!
avatar
2. Компас помогает выдерживать определенное направление, но никак не выводит к заданной точке — это НЕ навигатор.

Даже с навигатором можно попасть прилично мимо.))))

А с выводами согласен.
главное -«Учиться! Учиться! И еще раз учиться!»©
Ну практика естественно.

пы.сы.

Ты опять автостопишь???
avatar
Ты опять автостопишь???
Да я как бы и не прекращала, просто был перерыв с лесами, по личным обстоятельствам, и автостоп был без надобности.
Комментарий отредактирован 2018-02-12 19:01:45 пользователем Alya
avatar
я помню.Ты писала.
Удачи!
avatar
Я бы немножко исправил фразу
Даже с навигатором можно попасть прилично мимо.
на «Особенно с навигатором можно попасть прилично мимо.»
avatar
Ну если он глючит, то да.
А так то почему?
avatar
А так то почему?
Возмонжно я не прав. Расскажу одну историю: Две машины, два одинаковых навигатора с одинаковой картой, одновременно выезжают на точку (которую ставил в навигаторах один человек). И вот уже в лесу/поле они попорачивают на разных поворотах (разница метров 100 примерно). Хорошо, что смогли дозвониться друг-другу. Но это автомобильные навигаторы. Может туристические точнее? Но вот мне почему-то на ум приходит одна фраза из иностранного фильма
<code>"Да ну нафиг, - чтобы какой-то компьютер говорил мне куда ехать... Карты точнее."</code>
Да и недавно в новостях было что-то о перенаправлении, когда мимо кремля проезжаешь…
Вот представляю себе, как иду по лесу по навигатору, подхожу близко к какому-нибудь совсем засекреченому объекту, а навигатор меня уже не домой ведет (а например в управление ФСБ прямо в руки к ребятам в костюмах).
Комментарий отредактирован 2018-02-14 08:39:40 пользователем MikhailLTS
avatar
Конечно сейчас уже ничего не выяснишь точно, но скорее всего проблема не в «навигаторах». Очевидно — что-то в них отличалось. Либо навигаторы/карты столь древние, что и правда глючат.
В обычных условиях нормальный навигатор (хотя бы в смартфоне) позволит попасть точно в нужную точку, а не «прилично мимо».
Конечно есть риск подавления или спуфинга спутниковых сигналов, но это уже не обычные условия и навигатор, конечно, не должен быть единственным средством ориентирования на любой местности.
Комментарий отредактирован 2018-02-19 11:19:33 пользователем vascom
avatar
Это предрассудки, либо плохое знание вопроса и недостаточное умение использовать данный инструмент.
avatar
Поворчу немного
либо к большим населенным пунктам

Это называется — «площадные ориентиры»

P.S. А вообще ночью ориентироваться ещё то «удовольствие», но весело, особенно конечный результат, когда ты обнаруживаешь себя СОВСЕМ не там где ты должен быть (и такое в практике было )
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.